АО "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
МОРСКОЙ ТЕХНИКИ "РУБИН"1

В декабре 2000 года исполнилось 100 лет профессионального проекти-рования подводных лодок России. У истоков этого стояла созданная в Морском министерстве «Комиссия по проектированию полупод-водного судна», которой руководил талантливый корабельный инженер И.Г.Бубнов. Преемником этой комиссии в настоящее время считается Централь-ное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Об этом ЦКБ российской общественности стало широ-ко известно в связи с трагическими событиями, происшедшими на Северном флоте в августе 2000 года, – гибелью «Курска», корабля, который проектиро-вался в ЦКБ МТ «Рубин».
С 1974 по 2007гг генеральным конструктором ЦКБ МТ «Рубин» был академик РАН, Герой социалистического труда И.Д. Спасский. Он возглавлял разработку многих проектов атомных лодок, за что был удостоен звания Лауреата Ленинской и Государственной премии. В конце 60-х годов Игорь Дмитриевич был главным инженером и активно участвовал в разработке проектов атомных подводных стратегических ракетоносцев.
Ранее, в начале 60-х годов, учреждение, ныне именуе-мое «Рубин», имело скромное название ЦКБ–18, но оно знаме-нито тем, что здесь начал разработку проекта первой отечествен-ной атомной подводной лодки способный инженер капитан I ранга В.Н. Перегудов. Позже он был переведён в специально созданное ЦКБ–143. ЦКБ МТ «Рубин» и его коллектив нынче славен созданием мощных отечественных атомных подводных ракетоносцев, которые стали одной из важных составляющих элементов ракетного щита нашего Отечества. В этом ЦКБ трудятся замечательные конструкторы – создатели
атомных подводных ракето-носцев проектов 658, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР и 667БДРМ. Начиная с первых проектов 667А, в каждом новом проекте вводились, совершенствовались и повышались тактико-техни-ческие и боевые качества. Так, например, в отличие от проектов 667БД и БДР на ракетоносце проекта 667БДРМ система управления ракетной стрельбой стала более совершенной. В отличие от предыдущих проектов здесь весь ракетный боекомплект может выстреливаться единым залпом.
Интервалы между ракетны-
ми пусками были сокра-щены. Проектировщики не оставили без внимания проблему обеспечения безопасности личного состава. Так из 11 водо-непроницаемых отсеков, которыми разделён ракетоносец, 1-й, 2-й и 11-й отсеки являлись отсеками-убежщами (их поперечные переборки рассчитывались на давление, соответству-ющее глубине погружения лодки).
В этих проектах дальнейшее развитие получили средства обеспечения жизнедеятель-ности экипажа. В частности, на борту корабля появился солярий и спортзал, а на проекте БДРМ, кроме солярия была, создана зона отдыха с сауной.
Вершиной творчества инженеров-проектировщи-ков ЦКБ МТ «Рубин» было создание проекта уникаль-ного подводного ракетоносца проекта 941 «Тайфун». Он создан под руководством талантливого конструктора, прекрасного организатора, академика АН СССР, дважды Героя Социалистического труда, Лауреата Ленинской и Государственных премий Сергея Никитовича Ковалё-ва. В мире нет до сих пор подводного ракетоносца, каким стал подводный корабль этого проекта.
В ЦКБ «Рубин» работал также видный конструктор в области подводного кораблестроения Герой социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий Павел Петрович Пустынцев. Он является главным конструктором подводных атомоходов, вооружённых крылатыми ракетами, проектов 659, 675А, а также мощного подводного ракето-носца проекта 949 с крылатыми ракетами «Гранит». ения.

В составе постоянной группы работали: Берестенко Игорь Романович, Дьячков Вадим Анатольевич, Окулич Виталий Акимович, Балашов Виктор Васильевич, Амелин Григорий Михайлович, Рогова Галина Викторовна, Тиньков Анатолий Иванович.

7

Берестенко Игорь Романович
(02.10.1933-05.05.1995)

 

Родился 02.10.1933 года в г. Севастополе.
Окончил Ленинградский Военно-Механический институт в 1958 году.
Работал на машиностроительных предприятиях МОМ.
С ноября 1975 года работал в ЦКБ МТ «Рубин», в отделе, осуществлявший авторский надзор за КСППО комплексов на заказах проектов 667 (А, АУ, Б, БДР).
С 1976 года по 1982 год являлся постоянным представителем СГАН в
г. Петропавловск-Камчатский 53 в качестве технического руководителя
группы АН предприятия.
С 1983 года работал в бюро, разрабатывал эксплуатационную документацию ПГ КСППО заказов БДР (ТО, ИЭ, КТО), выезжал в эксплуатирующие организации.
Умер 5 мая 1995 года в г. Петропавловск-Камчатский 53, находясь в очередной командировке.

10

Дьячков Вадим Анатольевич

Родился 21.09.1946г. в г. Ленинграде.
В феврале 1970г. окончил Ленинградский ордена Красного знамени механический
институт (Военмех) по специальности: «Механическое оборудование автоматических
установок». Решением Государственной экзаме-национной комиссии от 18.02.1970г. Дьячкову В.А. присвоена квалификация «инженера-механика».
Приказом КСФ №26 от 09.08.1978г. присвоено очередное воинское звание - старший лейтенант, ВУС № 471100ВМФ, состав –инженерно-технический.
В ЦКБ МТ «Рубин» (п/я А-7523, ЛПМБ «Рубин») с 01.04.1970г.
Работал по 1977г. включительно в отделе-проектанте ПГС комплексов РО для всех заказов разработки ЦКБ МТ «Рубин».
С 1970г. по 1975г. работал в длительных командировках на Севмаш- предприятии (г. Северодвинск), участвовал в постройке и сдаче зака-зов проектов 667Б, БД, БДР и 675МУ (зав. 536).
С 1970 по 1977гг. работал в длительных командировках (2 – 4 мес.) на АЗЛК (г. Комсомольске-на-Амуре) –постройка заказов проектов 667Б, на экспериментальных стендах отработки комплексов для заказов проектов 949 и 941 в. г. Балаклава (Севастополь).
С апреля 1977г. направлен в г. Гаджиево Мурманской обл. для осуществления АН за ПГС комплексов РО заказов 667А, 667АУ, 667Б, БД, БДР, где и проработал по 1981г. включительно постоянным представителем, техническим руководителем группы АН за ПГС.
С декабря 1981г. по 1993г. работал в пос. Рыбачий, п-ов Камчатка, постоянным представителем, техническим руководителем группы АН за ПГС комплексов РО заказов проектов 667А, 667Б, 667БДР.
В июне 1982г. принимал непосредственное участие в ликвидации аварийного происшествия (взрыв изделия в КТП из-за включения по этому КТП операции «заполнение после старта» при закрытой крышке по известной СГАН причине) на заказе 395. В первые сутки оказывал консультации командному составу, осуществляющему связь с аварийным заказом, на командном пункте в г. Петропавловк-Камчат-ский. Вторые и последующие сутки находился непосредственно на заказе, где участвовал в работе комиссии по ликвидации последствий аварийного происшествия.
За время работы техническим руководителем АН за ПГС в местах базирования заказов на КСФ и ТОФ неоднократно участвовал в подготовке к практическим работам и выходах на заказах в море (всего около 15 выходов на стрельбы).
Практически ежегодно в рамках учебного года проводил учебу для личного состава заказов и флагманской службы соединения по особенностям конструкции, эксплуатации и технического обслуживания ПГС комплексов РО заказов в штатных и нештатных условиях и ситуациях. Также читал лекции работникам СПТБ-4 и
СПТБ-8 по комплексной работе систем ПГС по своему прямому назначению.
В пос. Рыбачем окончил автошколу, получил права на вождение автомобиля.

6

Балашов Виктор Васильевич

 

Родился 6 апреля 1945 года в Москве в семье военнослужащего. Закончил одиннадцатилет-
нюю школу в 1963 году в г. Ленинграде. Срочную службу проходил в РВСН.
После демобилизации работал в КБ «Арсенал» (чертёжник-конструктор, техник), НПО «Ленинец» (регулировщик радиоаппаратуры СВЧ). Окончил в 1976г. Северо-западный заочный политехнический институт, факультет технической кибернетики, по специальности «Автоматика и телемеханика».
С 31 января 1978 года работает в ЦКБ МТ «Рубин» в отделе, осуществляющий авторский надзор за ПГ КСППО. Неоднократно выезжал в командировки в места эксплуатации заказов проектов 667 (А, АУ, Б, БД, БДР, БДРМ) - в Гремиху, Гаджиево, Петропавловск-Камчатский 53.
На Камчатке, в составе СГАН работал с января 1981г. по сентябрь 1987г.
По окончании активных поездок в командировки выезжал в г. Северодвинск (с октября 1987г.). Участвовал в проверках ПГ КСППО при вводе комплекса на заказах БДРМ после постройки на СМП, обеспечивал ремонт систем и оборудования ПГ КСППО на МП «Звездочка», участвовал в проверках при вводе комплексов на заказах БДРМ после заводских ремонтов.
В 1995-1996 гг. выезжал в республику Азербайджан, в город Казах, участвовал в работах по восстановлению цеха изготовления пастеризованных соков на овощеконсервном заводе.
С 1998г. работает в группе, которая проводит работы по обеспечению специальной безопасности специзделий комплексов оружия на заказе проекта «Борей».
Женат, жена Шестакова Екатерина Константиновна, бывшая монтажница Каменск-Уральского радиозавода.

8

Рогова Галина

 

 

 

 

 

4

Амелин Григорий Михайлович

 

Родился в Ленинграде в 1952 году.
После обучения в средней школе в 1968 году поступил в Ленинградский техникум холодиль-
ной промышленности, где получил специаль-ность техник - механик холодильно-компрес-сорных машин и установок.
Службу в Советской армии (с 1972 г. по 1974 г.) проходил в г. Вологде начальником аппаратной
ЗАС.
С 1974 года работал на Ленинградском холодильном комбинате заместителем начальника цеха.
Начиная с марта 1978 года, работает в ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» конструктором 2 категории высшей квалификации.
Работая в группе Главного конструктора, которая осуществляет авторский надзор за эксплуатацией пневмогидравлических систем проектов 667А, 667АУ, 667Б, 667БДР и Акула, постоянно находился в длительных командировках в местах эксплуатации, в том числе на Камчатке и в г.Большом Камне.
В 1998 году принят в общество «Ветеранов подводников».
В 2003г присвоено почетное звание «Ветеран ЦКБ МТ «Рубин».
Награжден медалями «Ветеран труда» и «300 лет Российскому флоту».

3

Тиньков Анатолий Иванович

Родился 23 сентября 1940 года в станице Советская Краснодарского края. Окончил Ле-
нинградский Технологический институт холодильной промышленности по специальнос-ти холодильные машины и установки.
Трудовую деятельность начал в СКБ Аналитического приборостроения в г.Ленин-
граде. С 1969 года по 1977 год работал на заводе Радиоприбор.
В Рубине с 31 марта 1977 года.
Уехал в первую командировку 4 сентября 1977 года в г.Северодвинск, на СМП.
Принимал участие в строительстве подводных лодок проектов 941 «Акула», 949 «Гранит», 949А «Антей», 685 («Комсомолец»).
В службе гарантийного и авторского надзора с 1992 года, специалист по ПГ КСППО.
На Камчатке отработал в составе группы гарантийного и авторского надзора с октября 1994 года по июнь 2011 года.
Награжден государственными наградами СССР и РФ - медаль «За трудовое отличие», медаль «300 лет Российскому флоту», медаль Росавиакосмоса и ВМФ “25 лет ГАН”.

Новейшая разработка ЦКБ МТ РУБИН

(предлагайте усовершенствования ПЛ)

9

 

на страницу ПОЧТОВЫЕ ЯЩИКИ

на страницу СГАН