< СЛУЖБА ГАРАНТИЙНОГО И АВТОРСКОГО НАДЗОРА


 
ТИХООКЕАНСКИЕ ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ
 
 
45 лет с ВМФ
 
     

 

 

 

 

 

 

 

 
СЛУЖБА ГАРАНТИЙНОГО И АВТОРСКОГО НАДЗОРА
1974-2019
 
 

 

 

 

 

 

СГАН. Если спросить простого обывателя, что означает сочетание этих букв, я думаю, мало кто ответит.
Чтобы было всем понятно, скажу, что в данном случае речь идет о СЛУЖБЕ ГАРАНТИЙНОГО И АВТОРСКОГО НАДЗОРА за стратегическими ракетными комплексами морского базирования.
Вот об этой службе и о специалистах, работавших и работающих в настоящее время в этой службе при
в/ч 62695 , я бы хотел рассказать в этом сборнике.
В 2019 году службе гарантийного и авторского надзора исполняется 45 лет. За этот период через эту службу прошли больше сотни гражданских специалистов из разных городов Советского Союза и России. Самая плодотворная пора этой службы совпала с золотым периодом подводного
В
середине 60-х годов США завершили одну из крупнейших программ в истории мирового военного кораблестроения. В ходе её реализации, в течение 10 лет, была создана морская составляющая стратегической триады США, ставшая в дальнейшем основой ядерного могущества этой страны. Советский Союз, подчиняясь жесткой логике гонки вооружений, не мог допустить одностороннего усиления своего основного геополитического соперника. Можно сказать без преувеличения, что в эту гонку были задействованы все возможные и невозможные ресурсы нашей страны. Благодаря усилиям десятков НИИ, КБ, сотен заводов-изготовителей и героическим усилиям всего советского народа, мы смогли достичь паритета в области морского ракетостроения. Были разработаны новейшие ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) и морские баллистические ракеты (МБР).
За короткий срок были сданы в эксплуатацию несколько серий атомных подводных лодок первого, второго, а затем и третьего поколений.
С 1967 по 1989 годы были сданы в эксплуатацию 83 РПКСН. Из них: проекта 667А, 667АУ - 34 шт.,
667Б – 18 шт., 667БД - 4 шт., 667БДР – 14 шт., 667БДРМ – 7 шт., 941 – 6 шт. Подумать только, 83 под-
водные лодки! Какие были темпы строительства! Для сравнения, в современную российскую эпоху, в 1996 году была заложена подводная лодка четвертого поколения проекта 955 «Юрий Долгорукий», спущена на воду только в 2008 году и сдана в эксплуатацию только в 2014 году! И это притом, что уже давно “приказали жить” подводные лодки проектов 667А, АУ, Б, БД, большая часть подводных лодок проекта 667БДР и не эксплуатируются знаменитые АКУЛЫ!
Первый ракетный крейсер стратегического назначения первого поколения проекта 667А прибыл в базу, расположенную в бухте Крашенинникова, в декабре 1970 года. Это была подводная лодка К-399 (151), командир лодки Катышев Андрей Павлович. В это время здесь располагалась 15-ая эскадра подводных лодок, в состав которой входили 10-ая и 45-ая дивизии и только что сформированная, в октябре месяце,
8-ая дивизия.
Подводные лодки проекта 667А вошли в состав 8-ой дивизии. Первым командиром 8-ой дивизии стал Лазарев Юрий Сергеевич. В течение короткого срока в бухту Крашенинникова пришли подводные лодки К-399 (151), К-434 (152), К-236 (153), К-389 (154), К-408 (416), К-420 (432), К-252 (155), К-258 (156), К-446 (157), К-451 (158), К- 436 (159), К -430 (160). Это лодки постройки завода имени Ленинского комсомола
(г. Комсомольск-на-Амуре), за исключением двух лодок. Подводные лодки К-408 (416) и К-420 (432) были перебазированы с Северного флота. Они осуществили успешный переход с Северного флота на Камчатку подо льдами Арктики в 1972 году.

7

31 октября 1973 года была сформирована 25-ая дивизия атомных подводных лодок. Первым командиром дивизии стал Авдохин Геннадий Федорович. В состав 25-ой дивизии вошли лодки проекта 667АУ: К-252 (155), К-258 (156), К-446 (157), К-451 (158), К- 436 (159), К -430 (160).
В ноябре 1973 года на базе 15-ой эскадры была создана 2-ая флотилия подводных лодок. Первым командующим 2-ой флотилии стал контр-адмирал Спиридонов Эмиль Николаевич.
В 1975 году в состав 25-ой дивизии вошла первая атомная подводная лодка проекта 667Б. Это была лодка
К-366 (221), командир лодки Бажанов В.Г. За ней пришли лодки К-417 (222), К-477 (223), К-530 (228). Это
лодки, так же, постройки завода имени Ленинского комсомола.
В 1976 году с Северного флота на Камчатку южным путем, через пролив Дрейка, пришла лодка К-171 (340).
Начиная с 1979 года, в состав 25-ой дивизии стали поступать с Северного флота атомные подводные лодки
проекта 667БДР. Две лодки К-455 (368), командир Толстолыткин А.И., и К-490 (372), командир Кузнецов В.И., перешли на Камчатку в феврале-марте 1979 года по южному маршруту. А с 1980 года было выполнено семь одиночных переходов РПКСН на Камчатку под арктическими льдами. Первый такой переход совершила лодка под командованием Д.Н. Новикова, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. Последняя подводная лодка К-449 (367) пришла в ноябре 1988 года. В бухте Крашенинникова окончательно сформировалось «Осиное гнездо» - по классификации натовских спецов.

Подводные лодки стратегического назначения проектов 667А, АУ, Б, БДР имели на борту сложнейшие ракетные комплексы. Необходимо было обеспечить постоянную боевую готовность ракетоносцев, обеспечить оперативность устранения неисправностей. Необходимость надзорных работ по стратегическим ракетным комплексам морского базирования были определены постановлением правительства. В 1973 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании 9ГУ МОМ (управление при Министерстве общего машиностроения). Начальником главка был назначен Микерин Владимир Ильич. В обязанности этого главка входило осуществление руководства гарантийным надзором за комплексами ВМФ с БРПЛ. В декабре 1974 года вышел приказ 9ГУ МОМ о назначении первого состава уполномоченных МОМ на объектах ВМФ. Первым Уполномоченным МОМ на Камчатке стал Буданов Геннадий Петрович, который прибыл в в/ч 62695 в феврале 1975 года.
15 января 1975 года вышло решение Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам об утверждении «Положения о гарантийном надзоре за состоянием комплексов типа «Р» ВМФ».
17 марта 1975 года вышел приказ ГК ВМФ о вводе этого «Положения о ГН …» на объектах ВМФ.
Нужно сказать, что идея создания службы гарантийного надзора возникла у Макеева Виктора Петровича (Главный конструктор КБМ, г.Миасс, ученик Сергея Павловича Королева) еще в начале 60-х годов: "Комплексы становятся сложнее, нужно наладить гарантийное обслуживание". А нужно честно признать, что аварий на первых этапах эксплуатации было очень много. Так, например, в 1973 году в 8-ой дивизии было повреждено 20 ракет Р-27. На К-258 произошло ложное срабатывание аварийного сигнала ПОЖАР В ШАХТЕ одновременно по 14 шахтам. Включилось орошение. Залито 8 ракет. На этой же лодке при погрузке были повреждены 4 ракеты.
Поэтому, еще до выхода в свет официальных постановлений, в воинские части были отправлены специалисты от предприятий. Внимание уделялось контролю действий личного состава, анализу неисправностей, устранению всяких отклонений. С этого момента количество нарушений пошло на спад. Вся статистика изготовления, эксплуатации в воинских частях, статистика пусков ракет, в том числе и не удачных, обобщались, выпускались отчеты. Улучшались эксплуатационные инструкции БРПЛ и МРК в эксплуатирующих организациях ВМФ. На базе этого опыта и были впоследствии проведены правительством организационные мероприятия.
В организацию этой системы, в функционирование специальных служб и представительств на местах эксплуатации, существенный вклад внесли головные разработчики и заводы-изготовители морских ракет и систем ракетных комплексов.
Это позволило в течение многих лет поддерживать в постоянной боевой готовности морскую составяющую ядерных сил России. К основным результатам этой работы следует отнести повышение технической готовности и безопасности эксплуатации ракетных комплексов, рост доли успешных пусков ракет, увеличение сроков их службы.

Единого мнения о дате рождения СГАН на Камчатке нет. За день рождения можно взять дату март 1971
года, когда в в/ч 62695 прибыл первый специалист п/я М-5755. Тогда нужно сказать, что 45 лет СГАН уже
позади. Можно согласиться с датой 17 марта 1975 года, когда вышел знаменитый «тройной приказ" о соз-
дании службы гарантийного и авторского надзора, тогда 45 лет СГАН будет только 17 марта 2020 года.

Бухта Станицкого

7

Мы же выбрали другую дату, и решили считать днем рождения СГАН на Камчатке 16 декабря 1974 года. Объясню, по какой причине. В 1999 году, благодаря усилиям Муссы Султановича Мальсагова - представителя п/я А-1701 (ФГУП КБТМ), была выпущена юбилейная медаль Росавиакосмоса и ВМФ -
«25 лет ГАН». На оборотной стороне медали выгравированы даты 1974-1999г. Эта медаль вошла в список ведомственных медалей и позволила нам при выходе на пенсию оформить звание «Ветеран труда» и получить соответствующие льготы. Поэтому, отныне будем считать, что день рождения службы гарантийного и авторского надзора - 16 декабря 1974 года. И 40 лет СГАНу исполняется 16 декабря 2019 года.
Одними из первых представителей промышленности в в/ч 62695 были работники п/я М-5755. Сейчас это два предприятия АО "ЗМЗ" (Златоустовский машзавод) и АО "ММЗ" (Миасский машзавод). Представители АО "ЗМЗ" являлись головными техническими руководителями по ракетному комплексу ПЛ проекта 667А, АУ. Представители АО "ММЗ" - специалисты по АУ КСППО (аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания). Первый технический акт на устранение неисправности датируется 22 ноябрем 1972 года. Акт подписан техническими руководителями предприятия Гутаровым Рудольфом Андреевичем и Гусельниковым Николаем Федоровичем. Сохранилась доверенность, выданная Гусельникову Н.Ф. 06.08.73г под №227/1066, на право осуществления гарантийного надзора за аппаратурой АУ КСППО (40-10) на объектах заказчика.
Официально же, постоянная группа гарантийного надзора за аппаратурой 40-10, 30-21, 667Б-У75,
667Б-А75, 667Б-В75 от предприятия п/я М-5755 при в/ч 62695 была создана приказом ГК ВМФ №0016 от 17 марта 1975 года. На эту группу возложено оказание технической помощи личному составу по изучению и эксплуатации аппаратуры, решение вопросов по оперативному устранению неисправностей, проведение доработок и вводу в эксплуатацию систем 40-10, 30-21, 667Б-У75, 667Б-А75, 667Б-В75 на заказах проектов 667А, АУ, Б. В процессе эксплуатации выявлялись недостатки аппаратуры, проводился анализ принципиальных электрических схем, выпускались бюллетени на доработки. Первая бригада для доработок аппаратуры 40-10 прибыла в июле 1973г (приказ директора завода №156 от 5 июля 1973г) в составе: Шумилов Ю.В., Неволин А.А., Богатырев Г.Ф., Пантелеева З.Н., Тряпицына Л.Ф. Техрук - Козлов Б.Н. Изготовление и доставка материальной части производилась в кратчайшие сроки. Тогда, видимо, никто не считал деньги. Например, запросто мог прилететь заводской самолет из Челябинска в Петропавловск-Камчатский и привезти 200 кв.м линолеума, для ремонта помещения СГАН. Это произошло 17 марта 1978г.
Одновременно с представителями п/я М-5755 (г.Миасс, Челябинская обл.) появились специалисты от
п/я М-5204 (г.Каменск-Уральск, Свердловская обл.). Первыми представителями п/я М-5204 были Спиридонов В.Е., Елфимов В.А. Постепенно стали появляться представители и других предприятий.
На первых порах гражданские специалисты приезжали на устранение конкретной неисправности по вызову из воинских частей. Конечно, это было не удобно. Жизнь подсказывала, что гражданские специалисты нужны и что они должны быть здесь постоянно. Поэтому руководство предприятий решило отправлять в командировку специалистов по системам ракетного комплекса вместе с семьей. Командование придавало большое значение гарантийному надзору и всячески способствовало улучшению бытовых условий гражданских специалистов. На первых порах не было и речи о нормальных бытовых условиях. Командированные жили на ПКЗ, тут же были расположены и служебные помещения, где проводился ремонт аппаратуры. Но уже в 1973 году постоянным представителям были выделены первые квартиры и места в детских садах.
С приходом первых подводных лодок проекта 667Б количество гражданских специалистов, можно сказать,
удвоилось. В состав постоянной группы приехали семьи Гильмуллиных, Жирных, Долженковых, Перфильевых, Селезневых, Капран, Осадчего.
Еще больше специалистов стало с приходом атомных подводных лодок проекта 667БДР. Приехали семьи Ларионова, Попова, Зуева, Аксенова, Бушмакина, Федотова, Рычина, Ряттель , Ишкаева, Назарова. По каждой аппаратуре были отдельные технические руководители. Например, в группе п/я М-5755 было 3 технических руководителя по АУ КСППО проектов 667А, 667Б, 667БДР. Кроме этого, в группе был слесарь, электромонтажник и представитель ОТК. Нужно особо отметить, что в те годы работы хватало всем. А тех.руки работали вообще круглые сутки. Мы были молоды, задорны. Энергии хватало на все. Вся жизнь была впереди и, казалось, что она бесконечна! Простой народ под руководством коммунистов (без иронии) безропотно выходил на работу в любое время суток, порой без выходных. Мы считали, что так и нужно! А работы было действительно много. Не сравнить с сегодняшними днями.

Авачинский залив

8

Случайно я оказался обладателем тетрадей с протоколами партийных и общих собраний СГАН. Так вот,
приведу выдержки из протокола партийного собрания, посвященного подведению производственных итогов за 1986г:
- из выступления Зотова А.Г. (ГТР, пр. 667А, АУ): выполнены два доковых ремонта, проведено 8 практических работ (ракетных пусков), все пуски успешные. Помимо этого на каждом заказе проводились квартальные проверки, осуществлено более 200 перегрузок ракет. На заказе 159 плохое качество оформления документов. Акт П-го этапа оформлен отвратительно, т.Крылов безответственно отнесся к нему. За 1986 год, несмотря на некоторые недочеты, оценка работы хорошая.
- из выступления Жирных В.В. (ГТР, пр.667Б): выполнены три ракетные стрельбы, две на оценку отлично, одна на хорошо. Хорошо поработали все группы.
- из выступления Маркова Е.А. (авторский надзор от КБМ): выполнены два доковых ремонта на заказах
пр.667БДР (393, 395). Выполнено четыре ракетные стрельбы, отправлены в заводской ремонт подводные
лодки 368, 372. Очень сложно работать с Минсудпромом, очень много ошибок. Исполнительная дисцип-
лина на недостаточном уровне.
-из выступления Зуева В.В. (авторский надзор по КАСУ), в адрес Маркова: - нет плана работ на год от
п/я Г-4725, не получаем решения СГК. Раньше проводили зачеты л/с, сейчас этого нет, а подготовка личного состава слабая.
На этом же собрании Бориков О.В. (Уполномоченный МОМ) довел до нашего сведения объем работ на 1987 год: проведение ВРР на заказах 154, 155, 157, 396, 397, отправить в заводской ремонт заказ 228. Помочь осуществить 6 ракетных стрельб в 25-ой дивизии. Он требовал организовать социалистическое соревнование между группами, брать повышенные социалистические обязательства по этапам выполнения поставленных боевых задач, обеспечить безопасность и безаварийность всех работ. Читая такие выступления, резкие высказывания по существу решаемых вопросов, мне приходит на ум, что это похоже на сводку боевых действий. Не редки были совместные собрания партийной группы СГАН с коммунистами экипажей подводных лодок по проведению тех или иных работ. Сейчас у нас другая ситуация, хотя решать приходиться те же проблемы, только в меньших количествах, но в более тяжелых условиях. Острота вопросов остается на таком же уровне, как и в далекие 80-ые годы! А ведь мы еще выходили в море на практические стрельбы. Сейчас нас тоже (специалистов по АУ КСППО, КАСУ и АТОЛЛ) приглашают пойти в море. Берут нас как талисман. А вдруг что-нибудь случится с ракетным комплексом, а неисправности возникают, причем неожиданно. Времени, порой, на раздумывание нет! А опыт, как говорится, не “пропивается”! Мы обычно «ходим в море» втроем. Общий стаж работы в этой области, на троих, около 100 лет! Это что-то значит!

На первых порах, в процессе эксплуатации ракетного комплекса часто возникали серьезные проблемы практически по всем системам. Приходилось заниматься тщательным анализом принципиальных электрических схем. По результатам таких анализов выпускались бюллетени и проводились доработки аппаратуры на действующих подводных лодках и принимались во внимание разработчиками при проектировании аппаратуры последующих поколений. Бригады приезжали большие. Например, в 1985 году, на доработки АУ КСППО на заказе 395 приехала бригада в составе 18 человек.
В 1977 году была построена новая гостиница. Все номера были пропорционально распределены между предприятиями. Нужно отметить, что бытовые условия у гражданских специалистов, работающих на Камчатке, были на порядок или даже на два порядка лучше, чем в Гаджиево. Я вспоминаю свою первую командировку в Гаджиево. После Нового, 1979 года, я должен был с бригадой поехать на доработки аппаратуры АУ КСППО в в/ч 90419. Мои товарищи по отделу меня предупредили, что мне лучше выехать на пару дней раньше всей бригады. Чтобы к моменту приезда основной толпы, я занял самый лучший номер в полсотой гостинице. И сказали, чтобы я занял комнату №357. Я так и сделал. Выехал 1 января. Поздно вечером я с женой был уже в Полярном. Сели на последний автобус, который шел в поселок Вьюжный. Автобуса в Гаджиево уже не было. Все шло по плану. Меня об этом варианте предупреждали. Вышли на «развилке»: Вьюжный-Гаджиево. Время около 23 часов. Мороз, градусов 20-25. Автобус скрылся за поворотом. Мы оглянулись по сторонам. Полярная ночь в прямом и переносном смысле. Вокруг никакого намека на жилье. Тонкая ниточка дороги, едва просматривающаяся в снежном нагромождении, уходила вниз и исчезала в темноте. Над головой огромный черный купол с яркими звездами и красивейшими всполохами северного сияния. Красота! Все это я видел впервые.
Так и прошел несколько километров с поднятой головой. Наконец, на одном из поворотов, мы увидели огни поселка Гаджиево. Было время около 4-х часов утра. Нашли дом и квартиру нашего постоянного представителя.

Авачинская губа

9

Отдохнули немного, и ранним утром я уже бежал в гостиницу, занимать самый лучший номер. Сразу же
выпалил дежурной: - «Мне номер 357!» Получил ключи, поднялся на этаж, открыл комнату и … обомлел!
Снаружи все окно залеплено снегом, в комнате, на полу и на подоконнике снег! Температура почти как на улице. Батареи холодные. Но, действительно, комната оказалось лучшей! Не обманули. В некоторых других комнатах даже стекол не было, окна были забиты фанерой...

К 1982 году, несмотря на сильнейший дефицит жилья в поселке Рыбачьем, практически все постоянные се-
мейные специалисты получили благоустроенные квартиры. П/я Г-4778 (ФГУП КМЗ), на основании приказа министра общего машиностроения №268 от 26.08.76г., организовало экспедицию в в/ч 62695. Начальником экспедиции был назначен Жирных Валерий Витальевич. В распоряжении СГАН появился автобус КАВЗ-655 и автомобиль УАЗ 469. Позже, совместным решением МОМ и ВМФ №160607-85г для обеспечения труда и быта работников СГАН, в распоряжение Уполномоченного МОМ были выделены новые транспортные средства: автобус ПАЗ 672, автомобили ГАЗ 66, УАЗ 469, Урал 375А. Договор на обслуживание автомобилей заключался между МОМ и в/ч 90126. Интересны цифры стоимости обслуживания по ценам того времени. Оплата производилась из расчета километрового пробега по прейскуранту Единых тарифов - для КАВЗ-685 9,6 копеек за 1 км пробега, а для УАЗ- 469 9 копеек. За 1981 год пробег для УАЗ-469 составил 5260 км.
Были незабываемые поездки за ягодами, на рыбалку, за сельхозпродукцией, за чавычей в Усть-Большерецк.
В 1981 году уехал Буданов Геннадий Петрович, ему на замену приехал Лукашов Александр Федорович. Александра Федоровича я уже хорошо знал. Два года до этого проработал с ним в составе СГАН при в/ч 90419, в Гаджиево. Геннадий Петрович еще не раз приезжал на замену на период отпуска Лукашова. Запомнились его приезды. Однажды, по окончании докового ремонта заказа 368, после погрузки изделий, мы провели на дальнем пирсе комплексные регламентные проверки (КРП). На этом заканчивался последний, 3-ий этап ВРР. Мы подписали акт готовности заказа к эксплуатации. Геннадий Петрович предложил продолжить “ВРР ” и назначить «4-ый этап ВРР» на природе, на базе отдыха, в каком-нибудь бассейне. Мы, естественно, с радостью поддержали столь необычный почин. Быстренько скинулись, как говорили тогда «по рублю». Вот только у нас не было с собой купальных принадлежностей, но эту проблему мы решили очень просто. Заехали в магазин, купили всем одинаковые отцовские трусы в горошину. Очень классно смотрелись в бассейне молодые люди в «красивых» отцовских трусах. Стол был накрыт на поляне, была весна, черемшу на закусочку рвали, вытянув руки. А еще однажды, во время его приезда, мы (я и Зотов) попытались с ним подняться 11 апреля на вулкан Авачинский. Нас сдуло с высоты примерно 2000 метров. Был сильнейший ветер.
Мое поколение большую часть своей жизни прожило в эпоху развитого социализма. Нам, гарантийщикам, наверно, грех жаловаться на те, как иногда говорят, «добрые времена». Все же работа на почтовых ящиках
оборонного значения оплачивалась выше, чем на предприятиях гражданского назначения, плюс командировочные 3 руб.50 в сутки, лечебно-профилактическое питание из расчета 1 руб. 05 коп за рабочий день. Другое дело,что не все воспользовались своими возможностями. Многие, и я в том числе, жили по принципу – “храните деньги в сберегательной кассе, это надежно, выгодно, удобно!” Думал, что, когда приеду окончательно на материк, куплю все, что нужно для красивой жизни. Но тут наступила неожиданно перестройка, которая съела все деньги и многотысячные накопления вмиг превратились ни во что. Я в самый последний момент решил вложить 10 000 советских рублей в только что образовавшийся на Камчатке ООО КАМЧАТСКИЙ ТОРГОВЫЙ ДОМ. Наступала эра капитализма, и я решил начать новую жизнь, стать акционером одним из первых. Но и тут все прогорело. На дворе 1993 год. Павловская реформа, компенсация сбережений в сберкассе на 30%. Нам тоже начислили проценты, чуть меньше. Предложили вложить и эти деньги в акции, что я и сделал. Через два года приходит приглашение на отчетно-выборную конференцию. Я еду в город. Заплатил за билет на катер 5 000 рублей (паромы уже не ходили), обратно
5 000 рублей. А дивидендов (почти за два года) получаю 4 800 рублей! И все! С тех пор про этот ТОРГОВЫЙ ДОМ ничего не слышно. Моя капиталистическая жизнь на этом закончилась (а может только началась?).
Про эпоху развитого социализма можно много вспоминать и рассказывать, особенно молодым. Например,
про талонную систему. Все по талонам – крупы, сахар, сгущенка, тушенка, водка, сигареты. Кстати, мы в
то время классно жили. Благодаря Олегу Владимировичу Борикову у нас были еще и городские талоны. В составе СГАН работал Ярмолатий Анатолий, который иногда, по вызову, ездил в город Петропавловск-Камчатский на надводные корабли для устранения неисправностей по системе Форт. А военный комендант города был однокашником Олега Владимировича. Олегу Владимировичу удалось договориться и оформить талоны на весь состав СГАНа! И мы раз в месяц на своем автобусе совершали «набеги» за продуктами в город Петропавловск-Камчатский. Жили, как говорится, не тужили. Вот только проблема была купить спиртное, даже на талоны. Километровые очереди. В магазин самые наглые горожане шли по головам толпы и сверху вваливались в магазин через дверной проем. Ужас! Интересная человеческая натура. Вроде не курит, а на сигареты претендует. Как-то делили на работе сигареты. Так все чуть не переругались. Некоторые даже закурили. Как-то гляжу, стоит Пугачев на ступеньках СПТБ-8 и курит. Я ему говорю: « Ты же не курил, зачем травишься?». А он отвечает: «А что делать с сигаретами, если дали на талоны?». С тех пор и курит! (возможно, это шутка).

Бухта Безымянная

10

А какой ажиотаж был, когда мы составляли списки на предметы повышенного спроса, составляли какие-то
списки с коэффициентами. Тянули жребий, кому достанется, например, меховая шапка! Трудно поверить во
все это. Но это было. На праздники, обычно на Новый год, всегда приходилось делать заявки на продукты.
Вспоминаются жуткие очереди за авиабилетами. Особенно в период отпусков. Очень трудно было купить
билеты на материк, а еще труднее обратно. Но и здесь у нас была привилегия. Нас спасал 54-ый приказ. Бу-
мажечка с красной полосой. Мы могли в порядке очереди (кто посмелее, могли и без очереди) купить билет за 16 дней, в то время как простые «смертные» покупали за 15 дней. Но в аэропортах 54-му приказу не было цены. Там мы становились к заветному окошечку без очереди, нас записывали в список в числе первых и вызывали за билетом, объявляя наши фамилии на весь аэропорт. При убытии на материк довольно часто нас заставал в аэропорту циклон, тогда нас выручал забронированный КМЗ номер в гостинице Авача, в г.Петропавловск-Камчатском.
В первые годы работы в СГАНе была проблема с переотметками. Дело в том, что нам оформляли командировки на 180 суток ( на три месяца) и не более. Так было принято. На период переотметки приезжала замена. За жену нельзя было заочно отчитаться. Она должна была приехать лично на завод! В год приходилось ездить на материк по три-четыре раза! Очень неудобно было, когда на переотметку уезжала жена. Забота с маленькими детьми, очень много работы. 2 июня 1982 года на заказе 395 (командиром лодки тогда был Храптович А.И.) случилась авария, раздавили ракету в шахте, возник пожар. Обошлось без жертв и серьезных последствий. Пожар потушили. Остатки окислителя и горючего слили в океане. Косвенным виновником этой аварии был я. У меня накануне комплексных регламентных проверок, после погрузки ракет, заканчивалась командировка. И я вынужден был уехал на переотметку. На следующий день, при проведении КРП, возникла неисправность в аппаратуре АУ КСППО и при поиске причины неисправности личным составом были допущены несколько серьезных нарушени. Возникла аварийная ситуация. Нужно честно признать, что, как и в любой аварии, имело место одновременное совпадение нескольких условий. Здесь были и ошибки личного состава и несовершенство логики аппаратуры АУ КСППО, двоякое трактование инструкций. Могу с полной уверенностью сказать, что если бы я присутствовал на этом включении, аварии не было бы. Неисправность была стандартная и вычислялась очень быстро, используя результаты записи системы документирования на блоке визуального наблюдения, что я всегда очень оперативно делал с Гильмуллиным. Но, очень хорошо, что это авария произошла. Очень хорошо, что она закончилась с такими результатами, без жертв, и серьезных разрушений. Мы потеряли только ракету. Эта аварийная ситуация могла произойти в любое время, при других, возможно, более трагических условиях. Мы, оказывается, «сидели» на мине замедленного действия! По анализу этой аварийной ситуации были проведены существенные доработки логики работы АУ КСППО. После этой аварии нам было разрешено оформлять командировки на полгода, потом на год. А сейчас заводу выгоднее, чтобы мы вообще не ездили на материк!
В 1986 году Камчатку покинул Александр Федорович Лукашов. Проводы Александра Федоровича мы провели на высоте 900 метров над уровнем моря, под Авачинским вулканом. Восхождение на вулкан мы хотели посвятить Лукашову. Была поздняя осень. Погода не благоприятствовала восхождению. Но мы просто обязаны были подняться на вулкан, и не просто подняться кому-то, а там обязательно должен был побывать Александр Федорович! До жандармов (высота около 1800 м) мы поднялись спокойно. Погода стала ухудшаться, видимость резко сократилась. Сделали перекус. И тут Александр Федорович отказался подниматься! Кто-то из группы тоже отказался от восхождения. Тогда мы связали Александра Федоровича веревкой и с Зотовым потащил его вверх по заснеженному конусу. Тянули около 700 метров по высоте. И мы благополучно поднялись! Александру Федоровичу тогда было 61, а нам по 40 лет!
На замену Лукашову приехал Бориков Олег Владимирович. Олег Владимирович на первых порах очень энергично взялся за трудовую дисциплину в СГАНе, хотя каждый из тех.руков был сам себе “на уме” и не нуждался в каком-то контроле. Уж что-что, а работу мы выполняли в любых условиях и в любом состоянии, но он все же заставил Иваницкого (нач.экспедиции) сделать доску контроля места нахождения в рабочее время всех специалистов. Уходя из “шары”, нужно было передвигать на доске пуговичку по объектам на натянутой леске. Мы сначала отказывались делать доску. Но потом пошли на уступку. Решили сделать, может быть успокоится. Пуговки погоняли пару дней, посмеялись от души. На этом все успокоились. А эта доска, как историческая реликвия, с фамилиями постоянных представителей периода 1987 года, до сих пор висит у нас на стене , как память о “старых, добрых” временах!

11

С началом перестройки жизнь гарантийщиков, как и всего бывшего советского народа резко ухудшилась.
Безденежье, народ начал «окапываться». В 1994 году решили посадить картошку, съездили в Николаевку, за-
ключили договор на аренду земли с совхозом. Нам обещали дать вспаханный участок земли в районе Паратунки. Была незабываемая посадка картофеля. В назначенный день мы приехали с песнями на поле. Нашему удивлению не было предела! По целине прошел трактор с плугом и просто перевернул пласты земли. Нам пришлось трясти эту землю от многолетней травы, а эту траву выносить на границу своего участка. Через несколько часов упорного труда мы оказались каждый в своем квадрате со стенами высотой до метра. Землю при этом утрамбовали так, что пришлось ее еще и перекапывать. Сидоров оказался "лентяем", он просто напросто запихал свою картошку под эти пласты земли и в полдень, уже "пьяненький", пел песни в лесу. То же самое он сделал и с картошкой Бушмакиных. Бушмакины уехали в отпуск и попросили Александра посадить картошку. Вымотались мы очень сильно, уехали домой уже в сумерках, на небе стали появляться звездочки. Наступила осень. Мы приехали за урожаем. Я посадил три ведра хорошей картошки, и выкопал тоже три, но мелкой. А Сидоров и Бушмакины получили неплохой урожай. Знали бы мы, что так получится, то присоединились бы к Сидорову и полдня бы пели песни в лесу.

В мае 2010 года я неожиданно получил отклик от Володи Сидорова на события тех лет (сын Александра Сидорова, ему тогда было 15 лет). Вот, что он написал:

"Дядя Рашит, прочитал рубрику О СГАНЕ, некоторые неточности, поясняю. Картошку в Николаевке садили в 1993 году. Потому что, мы уехали в 1994 и садить нам её в 94 не было смысла. Не батя мой затолкал картошку под пласты, а Иваницкий. И тем более он не был пьяный. Ну, а насчёт остального вроде как да".
Придется согласиться с Володей!

В 1992 году, после распада СССР, на базе «девятки» (так именовался 9-ый главк министерства) была созда-на Государственная Корпорация «Рособщемаш». Первым и последним представителем корпорации был Усков Валерий Михайлович, который приехал на Камчатку на замену Борикова О.В.
Начиная с 1993 года, численный состав СГАН стал сокращаться. Ушли в небытие подводные лодки проек-
тов 667А, 667АУ, а вмести с ними убыли и гражданские специалисты. Затем настала очередь подводных лодок проекта 667Б. Уехали еще несколько семей. Нужно отметить, что в составе СГАН были грамотные специалисты. Уехав на материк, практически все тех.руки нашли достойную работу и достигли определенных высот в карьерном росте. Через некоторое время часть постоянных специалистов оказались за границей Российской Федерации, они тоже были вынуждены покинуть Камчатку. Стремительно начался процесс списания на «иголки» подводных лодок проекта 667БДР. Слава Богу, на каком-то этапе этот развал прекратился.
Годы мчатся, некоторым специалистам СГАН уже за 70! Пора принимать трудное решение - вернуться окончательно на “историческую” Родину, на свой родной завод, на материк! «Добровольно» уехали Ершовы, Селезневы, Долженковы. Долженкову Олегу Павловичу накануне отъезда испонилось 70 лет. Неожиданно, в январе месяце 2008 года ушел из жизни Владимир Владимирович Зуев. На замену Зуеву и Долженкову приехали «молодые» специалисты, но им тоже уже в то время было за 60!
В октябре 2009 года скоропостижно умер Гильмуллин Хаузир Гильмуллович. Ему было всего 63!
Самый старший по возрасту в СГАНе Назаров Юрий Андреевич, в 17 марта 2021 года ему исполнилось 80 лет!
Впечатляют цифры общего стажа работы на Камчатке в составе СГАН некоторых представителей: Максимов Дмитрий Иванович более 25 лет, Долженковы проработали более 31 года, Гильмуллины 32 года, Перфильевы 37 лет.
Почти по 30 лет в составе СГАН проработали Селезневы, Зуев.
По 40 лет проработали в СГАНе семьи Ишкаевых, Назаровых.

Март 2020 года.
Камчатская служба гарантийного и авторского надзора за стратегическими ракетными комплексами морского базирования на подводных лодках проекта 667БДР прекратила свое существование!
Прощайте атомные подводные лодки проекта 667БДР!

Прощай наша последняя "ласточка", подводная лодка К-44 РЯЗАНЬ!

В 25-ую дивизию пл ТОФ прибыли подводные лодки нового поколения, но это уже другая история. И, дай Бог, пройти новой службе гарантийного надзора такой же славный путь, какой прошли мы!
Всем, кто продолжит работу на новых комплексах я пожелаю безаварийной работы и успехов, тем, кто закончит работу окончательно, пожелаю активной жизни на заслуженном отдыхе.
Самое главное, не забывайте все, что прожили и пережили вместе, не теряйте связи.
Общайтесь, пишите друг другу.


 

на страницу СГАН