Историческая справка:


1935 год 5 ноября
Заложена на заводе № 198 в г.Николаев.

1936 год
Секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток, где на Дальзаводе (завод №202) в г.Владивосток была произведена её сборка.

1936 год 9 июля (9 декабря?)
Спущена на воду.

1938 год июнь
Планировалась к наименованию "Блюхеровец".

1938 год 9 декабря
Вступила в строй.

1938 год 10 декабря
Вошла в состав ТОФ. Зачислена в 43-й ДиПЛ 6-й Морской Бригады (с 03.09.1939 - 4-я БрПЛ) ТОФ с базированием на г.Владивосток (бухта Золотой Рог).

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М. Улисс (г.Владивосток).

1941 год 24 октября
Перечислена в состав 3-го ОДнПЛ Владимиро-Ольгинской ВМБ ТОФ. Переведена для базирования в бухту Тарья (г.Петропавловск-Камчатский).

1942 год сентябрь
Госкомитет Обороны принял решение об усилении Северного флота за счет переброски части кораблей с Тихого океана. Уже 20 сентября вызвали командиров нескольких лодок и сообщили им о перебазировании сводного дивизиона лодок на Север. Был утвержден маршрут через Тихий океан и Атлантику, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Датч-Харбор, Сан-Франциско, Панамский канал, Галифакс, Розайт, Полярное. Для перехода отобрали новые ПЛ первой бригады: С-51, С-54, С-55, С-56 и две ПЛ Л-15 и Л-16 из 3-го отдельного дивизиона.

1942 год 25 сентября
Вышла из Петропавловска-Камчатского вместе с Л-15. Поскольку переход проходил через районы военных действий, лодки несли на корме громадные линкоровские флаги, чтоб не стать случайной жертвой торпед американской или японской субмарины. Обе лодки благополучно достигли Датч-Харбора и начали готовиться к переходу в Сан-Франциско. Американские морские специалисты рекомендовали советским подводникам идти в сопровождении двух своих эсминцев. Однако советские командиры решили идти самостоятельно, но тогда американцы потребовали, чтобы лодки придерживались установленных для них курсов, не отклонялись от маршрута более чем на 15 миль, а в предусмотренных точках сообщали о себе по радио международным, то есть открытым, кодом.

1942 год 5 октября
Обе ПЛ вышли из Датч-Харбора. Шли в надводном положении со скоростью 11-12 узлов, головной была Л-16.

1942 год 11 октября
Утро 11 октября было ясным, океан спокойным, видимость отличной, до Сан-Франциско оставалось около 820 миль. И вдруг вахтенные Л-15 увидели, как над впереди идущей лодкой взметнулся столб воды и дыма, и услышали мощный, сдвоенный взрыв. Выскочивший на мостик командир успел заметить, что Л-16 с дифферентом около 45 градусов на корму стремительно уходит в воду. Через полминуты там, где она только что была, плавали мелкие деревянные обломки и расплывались маслянистые пятна солярки... Вместе с кораблем на дно океана ушел весь экипаж - 56 (55?) человек. И тут же с Л-15 обнаружили характерный, пенистый след торпеды, которая прошла примерно в 80 м перед форштевнем. Потом на дистанции 450 м от лодки вынырнули два перископа. Командир приказал открыть огонь, и расчет 45-мм пушки сделал пять выстрелов, скорее всего оказавшихся безрезультатными. Это произошло в восточной части Тихого океана, в точке с координатами 45 градусов 41 минута северной широты и 138 градусов 56 минут западной долготы. Командир продолжил переход, но теперь сохранял радиомолчание и поэтому смог доложить о случившемся только 16 октября, после того как Л-15 отшвартовалась в Сан-Франциско.

Версии гибели:
Вообще-то советские корабли и суда формально могли атаковать только немецкие подводные лодки, а немецкие субмарины в октябре 1942 г. появились только у южной оконечности Африки. Но на войне случалось всякое.
Атака японской ПЛ I-25 (командир - капитан-лейтенант Мэйдзи Тагами). 27 декабря 1942 г. токийское радио объявило, что "наша подводная лодка, оперировавшая у западного побережья США, добилась исключительного успеха. 12 октября она обнаружила две большие субмарины противника, следовавшие, по- видимому, в Сан-Франциско. Наш командир с небольшой дистанции выпустил торпеду, и через перископ было видно, как одна лодка после сильного взрыва затонула". Вот и объяснение случившемуся? Но ведь дата атаки другая, а число выпущенных торпед - по токийской версии одна, по свидетельству командира Л-15 - три. Кроме того, японцы оповестили об этом только спустя два с половиной месяца после гибели лодки, хотя похвастаться подобными успехами они могли нечасто... Подобные несообразности позволили американским исследователям Второй мировой войны предположить, что жертвой японских подводников стала ПЛ "Грунион".
Атака американской ПЛ S-31. Взбешенные коварным нападением японцев 7 декабря 1941 г. на военно-морскую базу США в Пирл-Харборе, американцы не очень церемонились с противником, а при такой манере воевать ошибки становятся неизбежными. Командир Л-15 Комаров вспоминал, что после прихода в Сан-Франциско "докладывал тов. Ломакину (советский консул. - авт.), что Л-16 потоплена одной из американских подводных лодок типа S, базировавшихся на Датч-Харборе. Будучи там, имел возможность осмотреть одну из них. 4 октября за 24 часа до нашего выхода американская S-31 вышла в море с неизвестным заданием. Силуэт подводной лодки, которая всплыла и открыла огонь по нам после потопления Л-16, был похож на рубку, виденную в Датч-Харборе... В Гуантанамо один из американских офицеров сказал мне, что американская подводная лодка потопила Л-16 по ошибке, не зная о ее проходе". Подобные ошибки случались и до этого и после.

Так что же случилось с ПЛ Л-16? Точного ответа на этот вопрос пока нет.

1963 год 30 июля
В гарнизоне, из которого в сентябре 1942-го ушла в последний поход Л-16, есть улица, которая названа именем ее командира. На фасаде средней школы № 2 вывешена мемориальная доска. А на главной площади Рыбачьего в 1963 году сооружен Мемориал памяти – на рубке дизельной подводной лодки Б-10 типа "Л" XI серии с надписью "Л-16" начертаны имена всех подводников экипажа капитана-лейтенанта Д. Гусарова и слова "ИМЕНИ ИХ НЕ ЗАБУДЕМ ГИБЕЛИ ИХ НЕ ПРОСТИМ".

 

на страницу Площадь Героев - подводников

на страницу Рыбачий - поселок моряков - подводников

на страницу Здесь начинается Россия