Атомная подводная лодка К-429

К-429 не везло с самого начала. Предпоследняя в серии из 11 атомоходов 670-го проекта, эта лодка считалась на флоте «несчастливой». Беды ее начались еще на Северном флоте, вскоре после ввода в строй. 31 октября 1972 года лодка вошла в состав ВМФ СССР, а уже в марте следующего года на ней произошла первая авария – был частично затоплен реакторный отсек. Два года спустя при продувке сжатым воздухом взорвалась цистерна главного балласта №13, носовая часть лодки справа и слева оказалась разорвана. Но самое страшное для этой субмарины было впереди – 26 июня 1983 года при выходе в море для выполнения практических торпедных стрельб К-429 затонула на глубине 42 метров в бухте Саранной.
Операция по подъему, руководил которой спешно прилетевший на Камчатку главком ВМФ СССР Сергей Горшков, была выполнена своими силами, об иностранных спасателях тогда и вспоминать было не принято, да и база своя имелась. Хотя попутно выяснилось, что главком – не очень разбирается в лодках. Дело в том, что Сергей Григорьевич заявил: лодку поднимем, максимум, через полторы-две недели. И дал команду – вызывайте семьи погибших. У флота к тому времени уже был опыт подъема затонувшей подлодки – в октябре 1981 года в Уссурийском заливе затонула после столкновения с теплоходом «Рефрижератор-13» дизельная лодка С-178 проекта 613. Ее подняли достаточно быстро, меньше чем за месяц. Горшков не учел только того, что размеры атомных и дизельных лодок значительно отличаются, и лежащая в Саранной К-429 – высотой с 5-этажный жилой дом. Когда стало ясно, что достать лодку быстро не удастся, пришлось отправлять обратно приехавшие было семьи. Через полтора месяца атомоход подняли, родных и близких погибших подводников привезли обратно…
– К лодке подвели понтоны, закрепили их тросами и начали поднимать, – рассказывает Николай Марковцев. – Рвались стальные тросы толщиной в руку. Это, кстати, был самый главный дефицит – их свозили со всего Союза. К месту аварии пришли три 100-тонных плавкрана. Трудились круглые сутки, без выходных. Отовсюду были собраны самые опытные водолазы, боцманы и такелажники. Работы продолжались беспрерывно шесть суток, практически без отдыха…
Многие операции по подготовке к подаче стропов производились вручную. Самый легкий строп весил более двух тонн, а длина двойных стропов достигала нескольких десятков метров, и весили они более 10 тонн. Тем не менее к началу августа все подготовительные работы были завершены.
6 августа того же года – полтора месяца спустя после аварии – лодку подняли и 13 августа К-429 поставили в док судоремонтного завода для восстановительного ремонта. Но на этом злоключения «несчастливого» подводного корабля не закончились: в ночь на 13 сентября 1985 года он снова затонул – прямо у стенки СРЗ. В октябре 1986-го лодку подняли, но восстанавливать уже не стали, переделали в УТС – учебно-тренировочное судно. В 1990 году субмарина была выведена из состава ВМФ. Так и получилось, что, войдя в строй одной из последних, К-429 стала первой лодкой этого проекта, выведенной из боевого состава военно-морского флота.

…Вокруг К-429 и в то время, и даже сегодня наворочено много лжи. Тогда, по горячим следам, в катастрофе и гибели 16 членов экипажа поспешили обвинить командира лодки Николая Суворова и командира БЧ-5 Бориса Лиховозова. Они получили десять и восемь лет тюрьмы. Официально заявлялось, что лодка затонула из-за неисправности, а находившиеся на борту люди погибли по причине нехватки аппаратов для дыхания. Именно так и было написано в приказе главкома с грифом «Сов. секретно!». Да, дыхательных аппаратов на К-429 оказалось почти вдвое меньше, чем членов экипажа. Выводившие людей через торпедные аппараты водолазы-спасатели доставляли недостающие ИДА (изолирующие дыхательные аппараты) с поверхности. Но у погибших моряков они имелись с самого начала.
На самом деле сыграл свою зловещую роль «человеческий фактор». Одни, в штабе на берегу, буквально «выпихнули» лодку в море с собранным с бору по сосенке неподготовленным экипажем. Другие, на борту, думая, что закрывают вентиляционную шахту, на самом деле ее открыли. Перепутали надписи на соответствующем указателе… При первом же пробном погружении вода хлынула в четвертый отсек по трубе диаметром в 60 сантиметров. Погибли 14 человек, которые там находились. Но погибли они не сразу, и погибли, как герои.
Как только начала прибывать вода, моряки поступили в полном соответствии с главным для подводника документом – РБЖ ПЛ – руководством по борьбе за живучесть подводных лодок. В котором черным по белому написано и жирным шрифтом выделено: «Никто не имеет права покинуть аварийный отсек».
Аварийный отсек покидают только по приказу. В соответствии с РБЖ моряки задраили отсек, сообщили в центральный пост об аварии, включились в ИДА и стали бороться за живучесть корабля – пытались закрыть вентиляцию вручную. Но сделать это им не удалось – человеческие руки, какими бы сильными они ни были, не способны противостоять гидравлике, работающей на открытие вентиляционной шахты… Через двадцать минут отсек был заполнен водой. Самое меньшее через два часа все, кто в нем находился, были мертвы – ресурсов изолирующего дыхательного аппарата хватает на 30 минут работы, или на два часа спокойного ожидания. Они погибли, но спасли всех остальных – на борту в тот день находилось два экипажа – более 120 человек. Почему два экипажа? Один экипаж, тот, который держал лодку, стрелять не мог, потому что еще не отработал свои задачи. Второй экипаж, командиром которого был Николай Суворов, был «линейным» и имел право производить торпедные стрельбы.
Рассказывая об этом, Николай Марковцев описывает увиденное в отсеках К-429 вскоре после подъема. Мертвые моряки находились на своих боевых постах и казались уснувшими... «На каждом был индивидуальный дыхательный аппарат, а командира отсека Игоря Каспровича, которого я лично хорошо знал, еле оторвали от ручного управления клапаном вентиляционной шахты. Мощный был мужик, до последнего дыхания боролся, но справиться с гидравликой, конечно, ему было не под силу…», – вспоминает Марковцев.
Могли ли они спастись? Сегодня, почти четверть века спустя после этой трагедии, можно ответить со всей очевидностью: ДА. Лодки 670-го проекта могли всплывать в надводное положение даже при двух полностью затопленных отсеках. Чтобы спасти людей, запертых в четвертом отсеке, достаточно было с центрального поста перекрыть вентиляционную шахту. Остановив поступление воды, можно было, сравняв давление, открыть переборку между четвертым и пятым отсеками. Вода, распределившаяся между ними, ушла бы в трюмы, в отсеках образовалась бы воздушная подушка. Дальнейшее – дело техники: подобные ситуации подводники отрабатывают на ежедневных тренировках: включить ГОН (главный осушительный насос), откачать попавшую в отсеки воду и всплыть. Сделать это было легко – после подъема лодки выяснилось, что ее механизмы были полностью исправны.
Увы, ничего из описанного выше не произошло. Два члена экипажа, мичманы Михаил Лестник и Николай Мерзликин вышли из лодки через торпедные аппараты. Поднявшись, они обнаружили, что море вокруг пустое, лодку никто не ищет. Поплыли к берегу. По пути их подняли на борт пограничники, которые приняли спасшихся за диверсантов и долго допрашивали на заставе. Сначала в гибель лодки пограничники просто не поверили…
А тем временем начальник штаба флотилии, капитан 1-го ранга Олег Ерофеев, который должен был произвести на этой лодке стрельбы, пошел «догонять» К-429 на торпедолове. Зная, что лодка должна находиться в районе дифферентовки в бухте Саранной, он направился сразу туда, чтобы после всплытия подводного корабля пересесть на него. Вместе с ним на торпедолове находился капитан 3-го ранга Борис Чирков.
– Идем с Ерофеевым на торпедолове, – рассказывал он позднее Марковцеву. – Приходим на место. «Твою мать, – говорит Ерофеев, – а где лодка?» К-429 уже должна была отдифферентоваться, всплыть и ждать. Ждем мы. Ерофеев начал материться: «Опять район перепутали, опять не туда ушли дифферентоваться! Я им покажу! А ну, – дает команду Чиркову, – быстро запроси штаб, пусть запросят береговые посты. Видят ли они лодку?»
Пока связывались со штабом, Ерофеев обратил внимание: на воде среди расплывшегося огромного масляного пятна плавают какие-то тряпки…
– Твою мать – лодка же утонула!»
В это время из штаба поступила информация от постов – лодку не видим. И добавляют: тут, недавно, пограничники двух мичманов из воды подняли, они странные вещи рассказывают. Когда проверили фамилии мичманов, поняли: лодка действительно утонула…
…Оставшиеся в не подвергшихся затоплению отсеках моряки через трое суток стали выходить через торпедные аппараты с помощью водолазов. Еще двое погибли при подъеме – у матроса Султанова отказало сердце прямо в торпедном аппарате, матрос Закиров запутался в тросе буй-вьюшки и не смог освободиться. Водолазного ножа, который должен был в обязательном порядке входить в спасательный комплект, у него не оказалось.
После завершения спасательной операции командир 10-й дивизии АПЛ Валерий Алкаев собрал командиров лодок и старших офицеров на совещание, где сказал: «Лодки у нас очень надежные, утопить их практически невозможно. Даже если посадить на нее всех командиров, дать им несколько ящиков водки, чтобы перепились вдрызг, и специально поставить задачу – «утопить лодку» – не справятся. А вот мы каким-то образом сумели…». Эти слова долго потом вспоминали подводники.
Главный вопрос, ответ на который важен до сих пор: почему погибла К-429?
У подводников есть выражение «держать лодку». Это означает, что экипаж находится на лодке и постоянно готовится к выполнению своей боевой задачи – проводит учения и тренировки, ходит в автономки и так далее. Если экипаж в отпуске, то лодка не простаивает – это слишком дорогое удовольствие. Каждая атомная подводная лодка второго поколения в советском ВМФ имела два экипажа – пока один в море, другой в отпуске. Если экипаж не на лодке и не в отпуске, то он должен заниматься на тренажерах, отрабатывая навыки управления приборами и механизмами подводного корабля. Современный атомоход настолько сложен, что, проведя вне его какое-то время, все навыки приходится восстанавливать заново…
Экипаж, вышедший в море в роковой день 26 июня 1983 года на К-429, до этого «не держал лодку» почти целый год. Вместо того, чтобы повышать мастерство на тренажерах, моряки использовались на хозработах – они рыли канавы. Хотя с первых дней существования атомного флота в СССР существует приказ главкома ВМФ и министра обороны, категорически запрещающий использование экипажей атомоходов на хозработах. Но – и канавы рыли, и на картошку в колхозы ездили.
Был и другой приказ главкома – запрещавший выход боевых кораблей с несработанными экипажами. Если на лодку заходил экипаж, в котором более 30 процентов личного состава оказывались «прикомандированными», они должны были как минимум месяц, а то и полтора отрабатывать взаимодействие, восстанавливать навыки. Этого сделано не было – экипаж К-429 пошел в море через 12 часов (!) после того, как их собрали вместе. Экипаж был не готов.
Именно поэтому нам так долго врали о реальных причинах гибели К-429 – если бы они оказались озвучены тогда, без малого четверть века назад, полетели бы головы не рядовых стрелочников, в роли которых оказались командир субмарины и командир БЧ-5 – полетели бы головы адмиралов. Своих постов, а то и погон лишились бы и начальник флотилии АПЛ, и, возможно, командующий Тихоокеанским флотом, и многие другие.
– Не исключено, – говорит Марковцев, – что если бы катастрофу К-429 не забыли, не погребли под ворохом штабной лжи, то не было бы и потрясшей всю страну гибели атомохода «Курск». Есть много версий гибели «Курска», и взрыв в первом отсеке «капризной» экспериментальной торпеды на перекиси водорода – лишь одна из них. Если смотреть глубже, неподготовленность экипажа, приведшая к гибели и К-429 в 1983-м, и «Курска» в 2000-м – не причина, а следствие. Истинная причина этих и многих других трагедий на советском атомном подводном флоте: незаконное использование экипажей атомоходов на хозработах.
Увы, четверть века назад из аварии на Камчатке не было извлечено никаких уроков. Единственное, что тогда заботило многих – прикрыть свои задницы, свалив вину на экипаж и его командиров. Да, они вышли в море неподготовленными, но сделали это по приказу вышестоящего командования, и, стараясь спасти лодку, эти люди совершили настоящий подвиг. Погибшие в четвертом отсеке подводники были героями. Их должны были представить к правительственным наградам: когда лодку подняли и обстоятельства катастрофы стали известны, главком ВМФ, адмирал флота СССР Сергей Георгиевич Горшков приказал подготовить представления к наградам. Но документы затерялись, как всегда, в штабах… Уж так у нас повелось, что наградами увешивают штабных, начскладов, «командующих лабораториями» и прочих тыловых крыс, жирующих на берегу и первыми захватывающих квартиры, выделяемые для тех, кто годами «сидит на железе».
А уцелевших, спасшихся с затонувшей субмарины моряков некоторые чины в немалых погонах попытались было объявить преступниками. Как рассказывает Николай Марковцев, особенно старался пребывавший в звании капитана 1-го ранга начальник политотдела дивизии. Известный тем, что нога его никогда не ступала на палубу боевого корабля. «Тыловая крыса», которой это ЧП грозило снятием с теплой должности, накинулась на стоящих в строю спасенных моряков с бранью: «Преступники! Вас под суд отдать надо! Лодку утопили!». Остановила политотдельца только громко и четко, по-военному произнесенная мичманом фраза: «Пошел ты на хрен!»…

 

на страницу Площадь Героев - подводников

на страницу Рыбачий - поселок моряков - подводников

на страницу Здесь начинается Россия